Еще недавно никто, кроме любителей занимательной математики и научной историографии, не знал, что такое логистика. Сейчас это слово четко закрепилось за сферой управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения, и в логистической отрасли имеется большой потенциал для карьерного развития. Общее описание Логистическая отрасль разделяется на два сегмента: складской и транспортный. Складская логистика представляет собой весь спектр бизнес-процессов, связанных с хранением товара на складских терминалах. Транспортная логистика включает все операции, касающиеся перемещения продукции из мест производства в промежуточные пункты хранения и точки продаж. Реальный практический опыт более ценен, чем какие-то виртуальные знания. Специалисты, которые контролируют все потоки или «цепочку поставок» (supply chain) – от анализа товарных запасов и заказа товара до транспортировки и поставки конечному потребителю, называются менеджерами цепочки поставок (supply chain manager) и являются самыми высокооплачиваемыми и востребованными логистами. Однако некоторые профессионалы с недоверием относятся к такому западному веянию, как управление цепочками поставок (supply chain management), подразумевающему тотальный контроль производственного цикла. «Учитывая то обстоятельство, что цепочка растянута в пространстве и времени, в реальной экономике такой контроль невозможен, – считает Владислав Артамонов, эксперт по логистике. – Оперативное управление затруднено, поскольку нельзя действенно влиять на контрагентов. Поэтому говорить о полноценном управлении цепочками поставок можно только применительно к пищевой промышленности, где производственный цикл достаточно короткий, и в цепи поставки не так много звеньев». Образование Как правило, опытные специалисты получают логистическое образование в качестве второго высшего. Однако в последние годы отделения по подготовке логистов стали открываться в государственных вузах, что позволило выпускникам школ сразу овладевать азами этой новой профессии. Среди самых известных вузов – Государственный университет управления, ГУ-ВШЭ, Московский автомобильно-дорожный институт. Также существует множество центров по подготовке логистов в негосударственных учебных заведениях, например в Московской школе бизнеса (Moscow Business School) или учебном центре «Логистика». В то же время далеко не все эксперты положительно оценивают теоретические знания. «Когда ко мне приходит молодой человек с "корочкой" и дипломной работой на тему "3-4-5 PL", я сразу понимаю, что ждать от него "конструктива" не приходится, – рассказывает Николай Бурмин, директор по логистике компании "КМФ". – Реальный практический опыт более ценен, чем какие-то виртуальные знания. Поэтому молодому специалисту я предложу меньшую зарплату, чем опытному профессионалу без специального диплома». Смежные карьеры Деятельность службы логистики тесно взаимосвязана практически со всеми функциональными подразделениями компании. В идеале логист должен уметь считать как бухгалтер, анализировать товарные запасы и изучать структуру спроса как маркетолог, нанимать исполнителей как эйчар, руководить командой работников как управленец. Профессия логиста в общественном сознании пока не ассоциируется с успешной карьерой. Самый простой способ построить карьеру в логистике – начать с низовых позиций, к примеру, с должности младшего логиста, тогда в процессе работы можно будет получить ценные знания о цепочке бизнес-процессов. Для карьерного старта лучше подходит складская логистика. Так, Алексей Аникин с простого кладовщика оптовой компании «Градиент» быстро вырос до управляющего гигантским центральным терминалом компании. Диплом о высшем образовании он получал без отрыва от работы, и примечательно то, что его карьерный рост не уникален для отрасли. Функциональные обязанности Функционал логиста варьируется в зависимости от специфики рабочего места, поэтому следует выделить лишь основные и типичные обязанности: работа с поставщиками и клиентами (оптимизация процессов доставки, хранения и отгрузки товара); подготовка первичной документации, ее систематизация и формирование реестров; формирование и размещение заказа; составление и подача документов в разрешительные органы; взаимоотношения с таможенными органами; контроль и координация работы склада, транспортной службы; прогнозирование оптимальных закупок (вместе с отделом продаж); маршрутизация грузов. «Обязанности логиста многообразны и непредсказуемы. При выстраивании схемы логистики предприятия он занимается не только оптимизацией работы склада или транспорта, но и налаживает взаимодействие ключевых подразделений, имеющих отношение к цепочке поставок, – отмечает Виктор Гречин, директор по логистике компании "СПС". – Естественно, что для любого предприятия организация "правильной" логистики – это серьезная встряска, и большинство руководителей пугаются происходящих перемен. Соответственно, логист становится отчасти change-менеджером, но при этом далеко не всегда наделяется необходимыми полномочиями». В то же время возможен и такой вариант, когда сфера деятельности логиста ограничивается исключительно его отделом, не затрагивая, к примеру, интересов отдела транспорта. Однако эксперт указывает, что при таком подходе теряется суть логистики, и от службы остается только название. Навыки Прежде всего логист должен быть отличным переговорщиком и уметь одинаково уверенно общаться с контрагентами и водителями-дальнобойщиками. Очевидно, что характер и необходимый корпоративный стиль коммуникаций зависит от конкретной компании. К тому же пециалист должен уметь активно использовать информационные технологии в своей деятельности. Причем, если на многих предприятиях маршруты до сих пор оформляются архаично, путем занесения данных в таблицы Excel, то одновременно усиливается тенденция по внедрению автоматизации документооборота и учета товародвижения, и, следовательно, требования к логисту растут. Многие компании используют интегрированные ИТ-решения, поэтому специалист должен профессионально пользоваться необходимыми программными средствами. Карьера логиста выстраивается путем накопления профессионального опыта. Не следует забывать, что логист – это еще и аналитик. Профессионал должен уметь комплексно представлять цепочки поставок, бизнес-процессы и находить решения по их оптимизации. А такие навыки присущи только тем специалистам, которые «дружат» с математической логикой. Александр Резниченко, директор по логистике компании «Интерэлектрокомплект», констатирует, что «подобрать опытных профессионалов – сложнейшая проблема. Приходится брать смышленых неспециалистов и обучать их». Плюсы и минусы Профессия логиста в общественном сознании пока не ассоциируется с успешной карьерой, ведь развитие отрасли в стране только начинается. Кустарные методы вместо жесткой стандартизации и KPI (ключевые показатели эффективности), общая косность «тружеников» транспорта и склада – все это еще некоторое время будет создавать неоднозначный имидж отечественной логистики. В то же время неразвитость рынка открывает большие перспективы перед ориентированными на эффективность менеджерами – в логистике можно ярко проявить себя в качестве организатора и генератора идей. Оплата труда На предложение о размере заработной платы в первую очередь влияет соответствующий опыт специалиста. На отраслевом рынке широко представлены молодые соискатели без необходимых навыков и знаний, работодатели готовы им платить $700–1500. В то же время среди кандидатов практически отсутствуют профессионалы, которым компании предлагают $2500 и выше. Относительно немногочисленно и самое востребованное «среднее звено» – специалисты с 2-3-летним опытом, способные руководить небольшими подразделениями, их доход колеблется в диапазоне $1500–2000. По причине нехватки квалифицированных кадров работодатели вынуждены нанимать либо «дешевых» непрофессионалов, либо очень опытных «дорогих» логистов. Зачастую в погоне за экономией зарплатного фонда руководитель решает взять двух новичков, поскольку, по его мнению, ущерб от их ошибок будет меньше, чем расходы на зарплату дорогостоящего специалиста. Хотя такая экономия на качестве менеджмента может в перспективе оказаться проигрышной стратегией. Перспективы Карьера логиста выстраивается путем накопления профессионального опыта. Необязательно начинать с должности оператора или диспетчера, но понимать суть бизнес-процессов и операций необходимо каждому мидл-менеджеру и топу. Вузовские выпускники-логисты обычно приходят в отрасль на позицию технолога-аналитика, затем, набравшись практических знаний и увидев бизнес-процессы изнутри, можно за 2–3 года подвинуться в мидл-менеджмент. Дальнейшая траектория движения к «вершинам» в немалой степени зависит от индивидуальных качеств: харизмы, установки на карьерный рост и наличия менеджерских качеств.
|