Каждый новичок, блуждающий по Интернету в поисках работы, натыкался на непонятное слово – копирайтер. Эту профессию, как правило, выбирают молодые и энергичные. Среди нынешних копирайтеров едва ли найдется много людей старше 35 лет, поскольку те, кто начинали писать рекламные тексты еще в 1990-х, сегодня либо покинули рекламный бизнес, либо, напротив, уже давно руководят собственными агентствами. Общее описание Название профессии происходит от английских слов copy (в одном из значений – текст рекламного объявления) и write (писать), что действительно соответствует обязанностям копирайтера, которые заключаются в написании текстов рекламного характера – от названия рекламируемого продукта и слогана до целой статьи или сценария ролика. Цель специалиста – сообщить ярким и доходчивым языком информацию в заданном формате о преимуществах рекламируемого товара или услуги. Образование Сегодня ни в одном российском вузе не обучают такой профессии, как копирайтер, поскольку рекламный рынок в нашей стране еще очень молод. Не существует и независимых курсов, на которых бы посвящали в основы этого ремесла. Однако есть школы-студии и подготовительные программы при крупнейших рекламных сетях. Также имеется возможность получить первоначальный опыт в ходе стажировок или прохождения практики в рекламных агентствах, многие из которых организуют тренинги для своих сотрудников, но для того чтобы в них участвовать, нужно добиться зачисления в штат компании. Успех в этой профессии может ждать тех, кто умеет мастерски работать со словом. Успех в этой профессии может ждать тех, кто умеет мастерски работать со словом: журналистов, лингвистов, филологов, переводчиков, выпускников Литинститута или сценарных факультетов ВГИКа и ГИТИСа. Главное – понимать, для кого и с какой целью пишется текст. Из всех вышеперечисленных специальностей ближе всего к пониманию особенностей аудитории стоят журналисты, поэтому соответствующее образование является предпочтительным, и среди вузов, которые наиболее котируются у работодателей, – МГУ им. М. В. Ломоносова и МГИМО. Высоко ценятся и талантливые выпускники РГГУ, РУДН, МГЛУ и других гуманитарных вузов, дающих системное образование. Чаще всего при приеме на работу сотрудников без необходимого опыта работодатели руководствуются не записями в дипломе, а результатами творческих конкурсов и тестовых заданий для начинающих. Смежные карьеры В большинстве случаев на должность копирайтера приходят журналисты, специалисты с филологическим и лингвистическим образованием. На ней вполне возможна частичная занятость и разные режимы работы (удаленная, фриланс), поэтому зачастую на эту позицию претендуют молодые специалисты, стремящиеся к креативной деятельности и построению карьеры в рекламной индустрии. Вообще, стать копирайтером может любой человек, обладающий: Помимо умения писать для копирайтера крайне важным является умение слушать, анализировать и задавать вопросы. аналитическим мышлением, поскольку требуется правильно задать направление мысли; творческими способностями, для того чтобы подойти к решению задачи нестандартно, придумать идею (вместе с арт-директором), которая будет соответствовать брифу и отвечать потребностям клиента; хорошими знаниями русского языка, позволяющими выражать мысли образно, ярко и доходчиво для определенной целевой аудитории. Функциональные обязанности Среди основных обязанностей копирайтера можно обозначить следующие: участие в выработке стратегии рекламной кампании; предложение креативных идей для продвижения рекламных продуктов; создание статей рекламного характера, слоганов, сценариев; адаптация и редактирование рекламных текстов. Помимо умения писать для копирайтера крайне важным является умение слушать, анализировать и задавать вопросы, чтобы выбрать из всего объема информации о рекламируемом продукте наиболее важные для целевой аудитории сведения, расставить их в порядке приоритета и использовать для создания рекламных текстов. Навыки Копирайтер в рекламном агентстве должен уметь работать в команде, нередко в авральном режиме и в любой обстановке. Писатель, нуждающийся в полной тишине и отдельном кабинете, для того чтобы творить, не сможет стать копирайтером. Помимо отличного владения русским языком и чувством стиля, в большинстве компаний авторам рекламных текстов необходимо свободно знать английский язык, в том числе для адаптации иностранных рекламных текстов, а также уверенно пользоваться ПК и Интернетом. Плюсы и минусы Основным плюсом профессии копирайтера в рекламном агентстве является широкий спектр поставленных перед ним задач. Работая с разными форматами и жанрами, специалист постоянно расширяет свой кругозор, оттачивает и наращивает необходимые навыки – становится «профессионалом-многостаночником». Основной минус в работе копирайтера – отсутствие возможности отдохнуть от нее. В крупных агентствах, где большой штат копирайтеров делится по направлениям, такого «охвата» может и не быть, зато в узкой специализации, к примеру, в написании сценариев радиороликов, копирайтер станет асом. Правда, называть его будут уже сценаристом радиорекламы. Основной минус в работе копирайтера – отсутствие возможности отдохнуть от нее. Включившись в процесс и начав думать над поставленной задачей, увлеченный профессионал продолжает вынашивать мысль и после работы, и на выходных, пытаясь черпать идеи из всего, что происходит вокруг. Оплата труда На уровень зарплаты копирайтера влияют такие факторы, как его опыт, место работы, регион, причем разброс может быть очень большой – от $400 до $3000. В ряде агентств предусмотрена система бонусов для творческой команды в случае победы в тендере. Обычно гонорар в процентах от оклада или суммы договора обсуждается с каждым сотрудником конфиденциально. В зависимости от таланта копирайтера и степени участия в победившем проекте размер бонуса может существенно варьироваться – от премии в треть оклада до 10% от прибыли агентства с полученного контракта. Активный и трудоспособный копирайтер имеет возможность зарабатывать не только на своем основном месте работы, но и «на стороне», если такая практика не запрещается трудовым договором. Написание статей, рецензий или рекламных текстов в качестве фрилансера может приносить довольно ощутимую прибавку к зарплате. Перспективы Талантливый копирайтер, обладающий художественным вкусом, способен довольно быстро вырасти до руководителя креативной группы или до креативного директора. А развивая карьеру в горизонтальном направлении, такой специалист может предложить свои услуги по написанию текстов в другой профессиональной области (например, в политическом пиаре, где четкое знание целевой аудитории и виртуозное владение словом очень востребовано), стать спич-райтером, журналистом или писателем.
|