На рынке постоянно появляются новые лекарственные препараты, новые подходы к лечению тех или иных заболеваний, и провизору необходимо всегда владеть свежей информацией, поскольку именно к такому работнику обращаются за советом и разъяснениями. Специальность провизора подразумевает знание не только медицинских и фармакологических дисциплин, но также основ экономики, маркетинга и даже психологии. Нелишними в работе будут и огромное терпение, выдержка, доброжелательность, ответственность. В то же время эта профессия дает возможность широкого выбора интересной, хорошо оплачиваемой работы и карьерного роста. Общее описание Провизор – это специалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения и продажи лекарственных препаратов. Дополнительное образование в области маркетинга дает провизору определенные преимущества. Исторически так сложилось, что провизором назывался любой аптечный работник. Однако среди представителей этой профессии можно выделить несколько специализаций: различают провизоров-технологов, занимающихся изготовлением лекарственных форм, провизоров-аналитиков, контролирующих качество. Кроме того, в обязанности провизоров может входить контроль отпуска лекарственных средств, проверка работы аптек. Сейчас провизорами зачастую называют работников, организующих и координирующих оптовую торговлю фармацевтическими препаратами, и применительно к ним часто употребляют такое словосочетание, как «менеджер-провизор». Круг должностей, на которые они могут рассчитывать, достаточно широк: провизор медицинского (аптечного) склада, специалист по маркетингу рынка лекарственных средств, специалист по лицензированию и сертификации, менеджер по продажам, медицинский представитель. Образование Специалист, желающий работать провизором, должен обязательно иметь высшее фармацевтическое образование. Получить его можно во многих российских вузах. Так, в Москве это Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова, Российский государственный медицинский университет им. Н. И. Пирогова, который также готовит биохимиков и биофизиков – тех, кто может разрабатывать и испытывать лекарства. Это одни из самых востребованных специалистов среди провизоров, добивающиеся наибольших успехов в области фармацевтики. Высоко ценятся выпускники Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии, а также Пермской государственной фармацевтической академии и Пятигорской государственной фармацевтической академии. Однако если образование получено более пяти лет назад, то специалисту необходимо пройти курсы повышения квалификации. Для сотрудников коммерческих и частных структур обучение требует определенных материальных затрат, поскольку Минздравом России предусмотрена оплата процесса сертификации из бюджетных средств только для работников государственной и муниципальной сфер. В то же время все аптечные сети при приеме на работу предлагают сотрудникам оплату курсов за счет компании. Но за такое обучение специалисту, вероятно, придется заключить контракт с компанией на несколько лет без возможности ухода с работы. Смежные карьеры Карьера тех, кто получил специальность «провизор», складывается по-разному. Они могут успешно работать в аптеке как за «первым столом» (имеется в виду работа за прилавком), так и провизорами-технологами, провизорами-аналитиками. При наличии сертификата провизора-организатора и опыта работы в аптеке от 3 лет на должности провизора есть возможность дорасти до позиции директора аптеки. Дополнительное образование в области маркетинга дает провизору определенные преимущества. Однако даже после прохождения специального курса по маркетингу в Московской медицинской академии специалисту не хватит знаний для того, чтобы рассчитывать на трудоустройство в наиболее сильные и известные компании. С этой целью желательно получить в области маркетинга либо второе высшее образование, например в МГИМО, либо по программе МВА. Все большее место в профессиональной деятельности специалиста приобретает консультативно-информационная работа. Западные компании-производители, развивающие свой бизнес в России, в основном занимаются продвижением препаратов, а не прямыми продажами, поэтому провизоры там востребованы в отделах маркетинга, сертификации и регистрации, а также в качестве медицинских представителей и даже руководителей бизнес-единиц. Они могут быть также продакт-менеджерами и бренд-менеджерами, поскольку реклама этих товаров направлена на конечного потребителя: для продвижения лекарственных препаратов среди населения требуются и такие методы, как проведение медицинских конгрессов, симпозиумов, работа с opinion-лидерами по специальной программе. В российских компаниях-производителях существует похожая схема деятельности, но гораздо больше внимания уделяется продвижению безрецептурных средств, для чего необходимо работать с аптеками. Поэтому фармацевт-провизор здесь больше занят своими прямыми обязанностями. Функциональные обязанности В зависимости от специализации провизоров различаются и их функциональные обязанности. Клинический провизор В современных условиях происходят серьезные изменения в функциональных обязанностях провизора. Существенное увеличение доли готовых лекарственных форм, расширение номенклатуры безрецептурных препаратов, развитие концепции самолечения приводят к тому, что все большее место в профессиональной деятельности специалиста приобретает консультативно-информационная работа – фармацевтическая опека пациентов. Под ней подразумевается квалифицированная консультация клиентов по условиям рационального применения лекарств: времени приема, сочетанию с пищей и с другими препаратами, правильному хранению, выбору лекарственной формы, правилам использования новых лекарственных форм. Фармацевтическую опеку осуществляет клинический провизор, то есть специалист, который знаком с основными видами медицинской документации, общей синдромологией и клинической симптомологией наиболее распространенных заболеваний. Он должен владеть основными методами клинического, лабораторного и инструментального обследования пациентов, общими принципами интерпретации результатов обследования. Госпитальный провизор Это специалист, работающий в многопрофильном стационаре и осуществляющий закупку лекарственных препаратов. Совместно с врачом он оптимизирует лекарственную терапию у больного: выбирает направления фармакотерапии, лекарственные препараты в каждой фармакологической группе с учетом особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики, взаимодействия с одновременно или ранее назначавшимися лекарственными препаратами. Он консультирует врача и больного по вопросам рациональной лекарственной терапии, осуществляет лекарственный мониторинг, информирует врачей об особенностях фармакодинамики и фармакокинетики новых лекарственных средств, поступающих в аптечную сеть, совместно с врачом осуществляет рациональную замену при отсутствии препарата. Провизор-специалист по клиническим исследованиям Такой работник принимает активное участие в клинической апробации лекарственных препаратов, доклинических исследованиях новых лекарственных препаратов и других видах научно-исследовательской деятельности. Он незаменимый помощник врача при планировании и проведении клинических испытаний как оригинальных, так и генерических лекарственных препаратов: предоставляет врачу полную информацию о фармакологических, фармакокинетических и биофармацевтических свойствах исследуемого препарата, помогает выбрать оптимальный препарат сравнения, провести грамотную сравнительную характеристику исследуемого препарата и имеющихся аналогов. Провизор-лаборант Благодаря фундаментальным знаниям по химическим дисциплинам, биохимии, токсикологии и практическим навыкам работы с современным лабораторно-диагностическим оборудованием специалист может трудиться в клинико-биохимических лабораториях. При необходимости клинических фармакокинетических исследований он способен определять концентрацию лекарственных веществ и их метаболитов в биологических пробах с использованием современных физико-химических методов анализа и является высококвалифицированным консультантом по превентивной лабораторной диагностике, необходимой перед назначением препаратов, по вопросам влияния лекарственных препаратов на клинико-лабораторные показатели, по контролю эффективности и безопасности лекарственной терапии. Медицинский представитель фармацевтической компании Появление специалистов такого профиля связано с развитием современного фармацевтического рынка. Они занимаются продвижением препаратов среди врачей и в аптеках, организуют круглые столы, конференции по препарату в лечебно-профилактических учреждениях, фармкружки для «первостольников» в аптеках. Продакт-менеджер, маркетолог фармацевтической компании Занимается сбором и анализом информации: вопросами расширения ассортимента фармпредприятия, изучением продукции конкурентов, разработкой маркетинговых планов. Навыки Провизор должен знать современные классификации отдельных групп товаров, номенклатуру потребительских свойств, показатели и критерии выбора ассортимента при оценке качества и пригодности различных позиций для лечебно-диагностических мероприятий. Могут понадобиться и теоретические знания по проведению маркетинговых исследований товара, рынка, конкурентоспособности, а также по методам укрепления позиций определенного лекарственного средства на рынке. Среди провизоров практически не встречаются те, кто разочаровался в выбранной профессии. Директорам аптек или директорам по маркетингу очень важно умение грамотно организовать работу фармацевтических организаций: четко формировать ассортиментную и ценовую политику, максимально удовлетворять потребности населения в качественных товарах, укреплять финансовое положение и конкурентоспособность на рынке. Современный провизор должен быть в курсе тенденций фармацевтического рынка на уровне России, региона, локального сегмента, для того чтобы грамотно позиционировать свою организацию. В целом, специальность провизора подразумевает знание не только медицинских и фармакологических дисциплин, но также основ экономики, маркетинга и даже психологии. Нелишними в работе будут и огромное терпение, выдержка, доброжелательность, ответственность. Плюсы и минусы Среди провизоров практически не встречаются те, кто разочаровался в выбранной профессии, напротив – большинство считают ее престижной. Во-первых, она социально ориентирована, и ее представители осознают свою работу как призвание, честно выполняя свой долг по оказанию качественной лекарственной помощи населению. Во-вторых, на фармрынке постоянно появляются новые иностранные и отечественные лекарственные препараты, новые подходы к лечению тех или иных заболеваний. Следовательно, для провизора необходимо всегда быть в тонусе, владеть свежей информацией, совершенствовать знания, отшлифовывать практические навыки. В-третьих, эта специальность дает возможность широкого выбора интересной, хорошо оплачиваемой работы и карьерного роста. Однако стартовать большинству выпускников фармакадемий приходится с позиции фармацевта-"первостольника«. На этой должности необходимо свободно ориентироваться в огромном потоке фармацевтической информации, поскольку именно к такому работнику обращаются как к консультанту за советом и разъяснениями. Кроме того, для работы в современной аптеке требуется отменное здоровье и выносливость, поскольку нагрузка предполагает немалый запас энергии, которой должно хватить на 12-часовую напряженную смену. Оплата труда Стартовый оклад для начинающего провизора без опыта работы составляет от $600 в Москве и от $300 в регионах. При наличии опыта работы от года и выше провизор может рассчитывать на зарплату $700–1000 в Москве и в $500–700 в регионах. Столичные специалисты, занимающие посты директоров аптек, получают около $1500, а в регионах их доход равняется порядка $1000. А вот провизоры, ушедшие в сферу маркетинга, могут рассчитывать на компенсацию от $2000 и выше. Перспективы Как показывают исследования, развитие карьеры провизоров происходит очень интенсивно: каждый пятый работник за год обязательно меняет занимаемую должность, при этом почти половина всех назначений происходит внутри одной специальности. Управленцы стремятся к самовыражению, повышению профессионального статуса. Следующий по распространенности – переход в группу технологов и аналитиков. После внутрипрофессиональных перемещений уже следуют назначения с аналитической или технологической должности на место руководителя.
|